Статья посвящена репрезентации мифа «диктатуры пролетариата» в советском конституционализме. Возникнув в XIX веке, данная мифологема претерпела определенные изменения в результате целенаправленной работы партийных деятелей, юристов и ученых по созданию первой советской конституции. В дальнейшем его идеологическое содержание было нормативно закреплено в законодательстве. Символическим отражением революционного мифа стали государственные праздники, шествия, кино, массовые театральные действия, плакаты и другие культурные явления, способствовавшие формированию нового гражданско-правового сознания. В исследовании посредством метода истории понятий прослеживается зарождение концепта «диктатуры пролетариата», а также его дальнейшая эволюция в учении В.И. Ленина о государстве. При помощи описания символических практик репрезентации идейных основ советского революционного режима, авторы демонстрируют практический вариант осуществления нового типа конституционализма - советского. Таким образом, методологию исследования составляют понятийно-исторический подход Кембриджской школы к анализу государственно-правовых идей и культурно-антропологический подход к пониманию символической политики. В статье обосновывается последовательное оформление идеи "диктатуры пролетариата" как основополагающего мифа раннего советского государства, рассматриваются его визуально-коммуникативные аспекты. Новизна данного историко-юридического исследования обусловлена междисциплинарным подходом и комплексным рассмотрением советской государственной идеологии. Авторы приходят к выводам, что правовые идеи, содержащиеся в советской конституционной доктрине, распространяются и воспроизводятся посредством культурно-массовых форм, создающих революционные институты и образцы гражданского поведения. При этом, миф "диктатуры пролетариата" выступает самобытной культурной основой нового политико-правового режима, выражающим суть советского конституционализма.