В статье анализируются причины, ход и итоги похода отрядов, возглавляемых имамом Шамилем, на территории, подвластные кабардинским князьям Анзоровым и наибу Нур Али в окрестности Дарьяльского ущелья в апреле 1846 года. Помимо военно-тактического аспекта внимание также уделяется общественным процессам в регионе, запущенным в регионе Центрального Кавказа в 1820-е гг. командующим Отдельным кавказским корпусом А.П. Ермоловым. Рассматривается социальная природа правящих групп в Кабарде (князья Анзоровы и другие аристократические фамилии) и руководителей движения за джихад в Чечне и Дагестане (имам Шамиль и большинство его наибов). Автор приходит к выводу, что как сословные различия, так и базовые характеристики общественного уклада Кабарды, с одной стороны, и Чечни и Нагорного Дагестана – с другой, обуславливали непреодолимые субъектные противоречия. Вооруженное противостояние горцев с Россией сыграло ключевую роль в формировании предпосылок для усилий имама Шамиля объединиться с кабардинскими владетелями, а также распространить свое влияние на близкие чеченцам горные общества галгаев и кистов. Эта попытка по сплочению горских народов единой и твердой рукой имама под знаменами ислама не была успешной. Отсутствие массовой поддержки движения во главе с Шамилем со стороны рядовых кабардинцев и вайнахских обществ Аки и Цори поставило Шамиля и его наиба перед перспективой попасть в окружение русскими войсками. Только умелые тактические решения горских командиров и относительная пассивность русского командования спасли Шамиля от катастрофы. Все это разбирается на основе широкого материала, в том числе и неопубликованных архивных источников.