DOI

Стремительно проведённая в первой половине 2020 года масштабная конституционная реформа не только ставит перед законодательной властью новые задачи по дальнейшему приведению в соответствие с изменённой Конституцией российского законодательства, но и становится серьёзным вызовом для конституционно-правовой науки. Многие устоявшиеся и казавшиеся незыблемыми интерпретации конституционных принципов требуют переосмысления. В значительной мере это касается вопросов федеративного устройства и местного самоуправления, которые пока остаются в тени общественных и экспертных обсуждений. В то же время существует настоятельная необходимость в определении места и значения поправок об общероссийской государственной идентичности в институте федеративного устройства и в раскрытии содержания принципа единства системы публичной власти. Интерпретация данного принципа исключительно в организационном ключе вступает в противоречие с конституционной концепцией федерализма и организационной самостоятельностью местного самоуправления. Новеллы о единстве системы публичной власти не должны выхолащивать принцип самостоятельности субъектов в определении своей системы органов государственной власти. В связи с этим выбор модели организации власти в субъектах РФ - совмещение или несовмещение статуса высшего должностного лица субъекта со статусом руководителя высшего исполнительного органа власти и учреждение или неучреждение конституционных (уставных) судов - должен оставаться за субъектом РФ. Изменения модели российского бикамерализма, начатые ещё в 2014 году и продолженные в 2020-м, также предполагают теоретическое обоснование нового подхода к составу Совета Федерации и к изменению в нём природы народного представительства. Разграничение предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами не подверглось значимым изменениям, пересечения сфер исключительного и совместного ведения не были устранены. Поправки в перечень предметов ведения Российской Федерации лишь добавили неопределённости в вопросе о том, что представляет собой сфера исключительного федерального ведения - «организация публичной власти». Конституционному Суду РФ и законодателю ещё предстоит серьёзная работа по обеспечению внутренней согласованности положений изменённого конституционного текста о разграничении предметов ведения. Тем временем закрепление на конституционном уровне в компетенции муниципалитетов, помимо вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, вопросов, имеющих публичное значение и реализуемых во взаимодействии с органами государственной власти, требует дополнительной проработки гарантий их финансового обеспечения. Изменения, затрагивающие национальные и территориальные основы федерализма и местного самоуправления, также следует рассматривать в системной взаимосвязи с сохраняющими свою силу положениями преамбулы, первой и второй глав Конституции РФ. В этой связи организация публичной власти на федеральных территориях, в городах федерального значения, в административных центрах субъектов РФ не может быть выведена за рамки федеративных отношений и отношений местного самоуправления.

Переведенное названиеFEDERALISM AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE LIGHT OF RUSSIAN CONSTITUTIONAL REFORM 2020
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)80-97
Число страниц18
ЖурналСРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Номер выпуска4 (137)
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 сен 2020

    Области исследований

  • ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО, Местное самоуправление, ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, Конституция Российской Федерации, ЗАКОН О ПОПРАВКЕ 2020, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ

ID: 62466041