В Синодальную эпоху причисление праведника к лику святых было явлением экстраординарным: до середины XIX в. были канонизированы только лишь три святителя. Причем в каждом из случаев особое внимание уделялось нетленности мощей угодника Божия как непременному условию признания святости. Тем интереснее проследить, как совершалась канонизация святителя Митрофана Воронежского, ставшая настоятельно желаемой после многих произошедших по молитве к нему исцелений во время эпидемии холеры, посетившей Россию на рубеже 1830-х гг. Опираясь на архивные источники и публикации периодической печати, сопровождавшие подготовку к канонизации и последовавшие за ней события, историю составления жития святителя Митрофана, автор подробно прослеживает этот процесс, уделяя пристальное внимание деталям, на которые при канонизации обращалось особое внимание, насаждаемой идеологической перекличке личностей Петра I и Николая I через их внимание к свт. Митрофану, а также взаимодействию при организации канонизации епархиальных властей, Св.