В статье проводится анализ методологии изучения дискурсивных практик, разработанной Т.А. Ван-Дейком, в сравнении с моделью универсальной грамматики Н. Хомского и когнитивной моделью дискурса О. Йокояма. Рассматриваются следующие характеристики предлагаемых подходов: 1) класс задач, для которого предлагается данная модель, 2) законченность модели, ее способность описать действительность в рамках предложенной терминологии, 3) уровень формализации модели, 4) возможность проверки эмпирическими данными, 5) эмпирические исследования, построенные на основании данной модели, 6) познавательный статус (представляет ли собой данная модель уровень описательной или объяснительной адекватности). Анализ показывает, что подход Т.А. Ван-Дейка может служить основой для построения социологических моделей дискурсивных практик, так как он показывает социальную обусловленность структур воспроизводства текстов.In this article the authors compare three different discourse analysis methodologies in an attempt to find the mo