Возглавлявший Ленинградскую реставрационную мастерскую в 1920-е гг., член Ученого совета при Отделе охраны памятников Управления по делам искусств при Леноблисполкоме в 1930-е гг., руководитель проектно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома в 1940-е гг., архитектор А.П. Удаленков (1887-1975) на всём протяжении своей служебной деятельности оставался носителем круга идей, разделявшихся до революции особой группой преподавателей Высшего художественного училища Императорской Академии художеств. Приверженец «национального стиля», под которым понимался и русский классицизм, А.П. Удаленков в в 1940-е гг. публично отстаивал идею самобытности и оригинальности русского зодчества; занятый реставрационной практикой на музейных объектах средневековой архитектуры указывал (наряду с Н.Н. Белеховым) на острый дефицит специалистов в области деятельной охраны памятников, но поддержки в профессиональном архитектурном сообществе не встретил. 1949 год оказался для А.П. Удаленкова роковым:
произошедшие вслед за отставками ленинградских руководителей перемены в интеллектуальном контексте эпохи потребовали от архитектора, известного своей горячностью и принципиальностью, взвешенности и осторожности, к которым он не был готов и оказался арестован.