Начиная с XVI столетия и по мере распространения протестантизма, католическая церковь предпринимает ряд решительных шагов по укреплению своего положения. Среди прочего для этого периода характерно стремление к регламентации религиозного искусства. Вслед за постановлениями Тридентского собора (1545-1563), вопросы, связанные с сакральными изображениями, их ролью и иконографией святых, оказываются темой ряда европейских трактатов XVI-XVII вв. Среди них выделяется труд кардинала и архиепископа Болоньи Габриэле Палеотти. Являвшийся участником Тридентского собора, покровитель искусства, он пишет на итальянском языке «Discorso intorno alle immagini e profane» (1582), представляющую собой пример взаимодействия между одним из высших церковных представителей, художниками и учёными. Тем самым Г. Палеотти выступает и как наследник идеалов Возрождения. Несмотря на то, что «Речь по поводу святых и светских изображений» не была завершена (было написано только две книги из пяти. Более того, отрывки из трёх неопубликованных частей сгорели в пожаре во время Второй мировой войны) и её распространение оказалось довольно ограниченным (хотя, очевидно, автор хотел, чтобы его работа была доступна широкому кругу, отсюда написание её именно на итальянском языке, с последующей публикацией лишь в 1594 г. на латинском), она превратилась в уникальный источник. Этому способствовали церковный сан и одновременно включённость Г. Палеотти в художественную и научную жизнь Болоньи.
Целью доклада является рассмотрение и определение степени влияния Г. Палеотти на болонских мастеров. В соответствии с этим планируется анализ художественных произведений, исполненных такими живописцами, как Просперо (1512-1597) и Лавиния (1552-1614) Фонтана, Лодовико Карраччи (1555-1619) и Элизабетта Сирани (1638-1665), с позиции соответствия правилам, определённым архиепископом Болоньи. В частности, именно по заказу Г. Палеотти Л. Фонтаной было создано «Вознесение Девы Марии» (1593 г,: собор Сан Пьетро, Болонья). Исследование искусства болонских мастеров через призму деятельности Г. Палеотти позволит продемонстрировать взаимозависимость, существовавшую между церковью и живописным миром и подчинённую идее создания универсального языка, понятного каждому.