В XVIII веке одной из тем распространенного жанра “Разговоров в царстве мертвых” становится утверждение имперского достоинства правителя России. Она нашла воплощение как в русских сочинениях, передающих амбиции возмужавшего государства, так и в европейских, отражающих реакцию на них извне. Серия “Разговоров” немецкого писателя Д.Фассмана демонстрируют постепенное признание статуса России на международной арене на протяжении второй четверти XVIII века, выразившееся в признании императорского титула российского монарха. Гравированные иллюстративные фронтисписы наглядно фиксируют восприятие русского монарха. Эволюцию жанра демонстрирует близкий “Разговорам в царстве мертвых” “Разговор портретов и медальонов”, написанный Екатериной II по поводу Чесменского дворца (не ранее конца 1770-х гг.), в котором были представлены живописные портреты европейских монархов – ее современников и скульптурные – русских князей, царей и императоров. Найденные в этом литературном опусе стиль и сюжетно-эмоциональное обоснование сообщ