В статье рассматривается становление евангелической конфессии в Германии в течение полутора десятилетий после смерти Мартина Лютера. Автор анализирует отношения и догматические разногласия между Лютером и Филиппом Меланхтоном, деятельность Меланхтона в качестве лидера немецких протестантов, его попытки создать обновленную формулу вероучения, которая должна была объединить сторонников обеих версий Аугсбургского вероисповедания, неизменной и измененной, и гнесиолютеран. Кроме того, автор уделяет внимание связям Меланхтона с княжеской элитой протестантской Германии, которые представляют интерес из-за того, что именно общеимперский авторитет поставил теолога во главе евангелической Церкви. Главными темами внутрипротестантских дискуссий во второй половине 1540-1550-х гг. были проблема адиафоры и евхаристический вопрос. Гнесиолютеране обвинили Меланхтона в «криптокальвинизме» из-за своеобразия его взглядов на Евхаристию и нежелания ответить отказом в ответ на предложение Кальвина объединить евангелическую и реформатскую конфессии. Однако сам Лютер не требовал от соратника отречься от своих взглядов, т. е. не воспринимал их как заблуждение. Гнесиолютеранским богословам было бы трудно обвинить Меланхтона в предательстве, если бы не его позиция по вопросу адиафоры и не поддержка курфюрста Морица Саксонского.