Standard

Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950-1960-годы. / Осипов, Игорь Дмитриевич; Рыбас, Александр Евгеньевич.

в: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, № 11, 11.2021, стр. 147-156.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{139ec21344e4448ba5e585684f133a2e,
title = "Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950-1960-годы",
abstract = "В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во времена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методологии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимущественно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинградской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеологической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектического материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950-1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и оригинальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа - основоположников Ленинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952-1964), и деканов философского факультета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951-1960) и В.П. Рожина (1960-1969), способствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в развитии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.",
keywords = "ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ НАУКИ, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ, СОВЕТСКИЙ МАРКСИЗМ, ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛГУ, HILOSOPHY OF SCIENCE, Leningrad school of philosophy of science, History of Russian philosophy, Soviet Marxism, Faculty of Philosophy of Leningrad State University",
author = "Осипов, {Игорь Дмитриевич} and Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2021",
month = nov,
language = "русский",
pages = "147--156",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "11",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950-1960-годы

AU - Осипов, Игорь Дмитриевич

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2021/11

Y1 - 2021/11

N2 - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во времена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методологии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимущественно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинградской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеологической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектического материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950-1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и оригинальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа - основоположников Ленинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952-1964), и деканов философского факультета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951-1960) и В.П. Рожина (1960-1969), способствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в развитии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.

AB - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во времена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методологии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимущественно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинградской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеологической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектического материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950-1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и оригинальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа - основоположников Ленинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952-1964), и деканов философского факультета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951-1960) и В.П. Рожина (1960-1969), способствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в развитии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.

KW - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

KW - ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

KW - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

KW - СОВЕТСКИЙ МАРКСИЗМ

KW - ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛГУ

KW - HILOSOPHY OF SCIENCE

KW - Leningrad school of philosophy of science

KW - History of Russian philosophy

KW - Soviet Marxism

KW - Faculty of Philosophy of Leningrad State University

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47225990

M3 - статья

SP - 147

EP - 156

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 11

ER -

ID: 90272313