Революционное движение 1860-х гг. долгое время рассматривалось проправительственной печатью как порождение внешних сил, прежде всего «польской интриги». Впрочем, уже первые покушения на Александра II показали, что революционная угроза имеет внутреннюю природу. Консервативные публицисты все чаще ищут истоки революции внутри самого русского общества: в невежестве и «полуобразованности» разночинной молодежи, в космополитизме аристократической и бюрократической элиты. На рубеже 1870-х – 1880-х годов широкий резонанс получили антинигилистические памфлеты Н.А. Любимова, Н.Н. Голицына, П.П. Цитовича, М.Ф. Де-Пуле. Несколько иначе смотрела на проблему нигилизма и терроризма церковная печать, в силу самого своего статуса вынужденная искать более глубокие корни происходящего. Немалый интерес в этом отношении представляет содержание региональной церковной прессы, прежде всего епархиальных церковных ведомостей, являющихся одним из наиболее важных источников по истории русского православия в синодальный период. При анализе содержания публикаций «Таврических епархиальных ведомостей» важно учитывать несколько факторов, связанных с полиэтничностью и поликонфессиональностью Крыма. Чаще всего редакция помещала на своих страницах речи, «Слова» и проповеди наиболее ярких епархиальных церковных ораторов и публицистов, среди которых выделяются тексты ректора Таврической духовной семинарии архимандрита Арсения (Брянцева). В этих текстах, как правило, разбирались противоречия между политическими учениями и нормами христианской морали. Материалы епархиального журнала демонстрируют, как именно проблемы государственного масштаба отражались и интерпретировались в региональной духовной среде.