В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлены алгоритм его проведения.
В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.