В статье обсуждается развитие взглядов Р.Ю. Виппера (1859-1954) на раннее христианство. Историк Р.Ю. Виппер был выдающимся ученым дореволюционной России и профессором всеобщей истории в Императорском Московском университете. Период с 1924 по 1940 г. он провел в эмиграции в Риге, а после возвращения в Москву в 1940 году опубликовал несколько монографий и статей о раннем христианстве. Эти монографии демонстрируют типологические черты советской модели истории раннего христианства и иногда рассматриваются как подтверждение того, что возвращение Виппера в СССР привело к пересмотру его позиций и взглядов. Но если отстраниться от стандартного советского обрамления (цитаты из классиков марксизма, традиционные полемические эпитеты и т.п.) этих книг, картина будет иной. Сколь сложной бы ни была ситуация в любом другом сюжете из многих, когда-либо интересовавших Виппера как исследователя, его трактовка истории раннего христианства при ближайшем рассмотрении оказывается той же, что высказывалась им прежде, в дореволюцион