Ввод в строй в поселке Сабетта на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа, получаемого с крупного Южно-Тамбейского месторождения, требует организации морской транспортной системы для его вывоза. Запасы природного газа в этом месторождении составляют свыше одного триллиона кубометров. Актуальным является своевременное обеспечение перевозчиков достоверной информацией о состоянии ледяного покрова и прогнозами его изменения. Взаимодействие ледяного покрова с судами может приводить к аварийным ситуациям. Для наливных судов они
особенно опасны из-за крупных разливов углеводородов и загрязнения окружающей среды. В статье рассмотрена внутри- и межгодовая изменчивость ледовых условий на маршруте плавания «п. Сабетта — пролив Карские Ворота — п. Мурманск», по которому осуществляется вывоз углеводородного сырья, за период 1997–2018 гг. Впервые для этого маршрута в среде ArcGIS выполнена обработка электронных ледовых карт
архива Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в формате шейпфайлов ArcGIS. Карты архива были созданы векторизацией спутниковых снимков. Получены протяженности маршрута во льдах общей сплоченностью 9 и более баллов при наличии старых, остаточных, толстых, однолетних льдов средней толщины, тонких однолетних, серо-белых, серых и начальных льдов, а также при частной
концентрации толстых и суммы толстых и средних однолетних льдов 5 баллов и более для 24 декад с ноября по июнь. С помощью метода интегральных кривых и непараметрических статистических критериев однородности двух выборок Зигеля — Тьюки и Уилкоксона — Манна — Уитни выполнена проверка на однородность рядов межгодовой динамики декадных значений суммарных протяженностей участков маршрута,
удовлетворяющих перечисленным выше условиям. В 2008–2018 гг. ледовые условия судоходства явно улучшились по сравнению с 1997–2007 гг. При этом изменения начались в 2003–2006 гг.