В статье рассматривается процесс выработки основных принципов государственного управления телефонным делом, в частности распространением телефонных сетей общего пользования, в Российской империи в последней четверти XIX в. и в самом начале XX в. (Предметом изучения является именно форма и степень государственного участия в этом процессе, возведение земских телефонных сетей, как и последующее развитие общего телефонного законодательства, остаются за рамками рассмотрения). Появление телефона и необходимости его включения в ведение государственных структур совпало с завершающим этапом объединения центральных и местных почтовых и телеграфных учреждений в единую службу. Однако, процесс интеграции в ее состав телефонного дела не продолжил собой реформы почтово-телеграфной администрации. Он вызвал дискуссии иного порядка, поставив под сомнение ранее неизменный основной принцип функционирования системы связи в стране, ее существование как объекта государственной регалии. Со временем предметами дебатов стали принцип монопольного положения государства в сфере связи как таковой и связанное с этим восприятие этой отрасли как источника государственного дохода, то, насколько данный подход отвечал интересам населения. В первые же десятилетия, рассматриваемые здесь, речь шла о сдерживании угрозы позициям государства со стороны представителей частного капитала, а также о поиске наиболее выгодного для казны способа устройства и эксплуатации телефонных сообщений.