Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Взаимодействие с близким взрослым в замещающих семьях у детей с опытом институционализации в зависимости от типа окружения в доме ребенка и длительности проживания в семье. / Мухамедрахимов, Рифкат; Шабалина, Екатерина Владимировна.
в: КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ, Том 31, № 4 (122), 2023, стр. 65-85.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Взаимодействие с близким взрослым в замещающих семьях у детей с опытом институционализации в зависимости от типа окружения в доме ребенка и длительности проживания в семье
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
AU - Шабалина, Екатерина Владимировна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Контекст и актуальность. До настоящего времени в научной литературе наблюдается недостаток информации о влиянии раннего опыта институционализации детей на их взаимодействие с близкими взрослыми после перевода в замещающие семьи. Для разработки эффективных программ раннего сопровождения детей и родителей в замещающих семьях важно понимать особенности их взаимодействия, в том числе в связи с ранним опытом взаимодействия детей с персоналом дома ребенка и длительностью их проживания в замещающей семье.Цель. Анализ показателей взаимодействия замещающих родителей и детей с опытом проживания в доме ребенка после проведения программы обучения персонала и структурных изменений (О+СИ) и в доме ребенка без изменений (БИ). Участники. Участниками исследования были 60 пар взрослых и детей, переведенных из домов ребенка (ДР) в замещающие семьи (ЗС): 18 пар с детьми из ДР БИ (ср. возраст детей - M = 40,7; SD = 20,3 мес.; 9 мальчиков; средний возраст взрослых - M = 43; SD = 7,6 лет), и 42 пары с детьми из О+СИ (M = 38,6; SD = 20 мес.; 21 мальчик; возраст взрослых - M = 43,9; SD = 8,8 лет). Дизайн исследования. Обследование взаимодействия выполнено в 3 этапа: 1) в ДР перед переводом в семью, 2) от 0 до 24 мес. проживания детей в ЗС и 3) от 25 до 48 мес. проживания детей в ЗС. Методы (инструменты). Анализ взаимодействия проводился по видеозаписям свободной игры с помощью метода PCERA (The Parent - Child Early Relational Assessment, R. Clark) специально обученными психологами.Результаты. Результаты свидетельствуют о более высоком уровне взаимодействия в парах с детьми, имевшими опыт проживания в ДР О+СИ, по сравнению с парами с детьми из ДР БИ. В первые 24 месяца после перевода ребенка в семьи из ДР О+СИ качество взаимодействия детей и родителей в ЗС ниже, чем при обследовании детей с сотрудницами из ДР О+СИ. На этапе 25-48 мес. в ЗС значения детского показателя «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество», а также диадного показателя, выше в семьях с детьми из ДР О+СИ по сравнению с детьми из ДР БИ. Основные выводы. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном долговременном влиянии раннего опыта проживания в чувствительном и стабильном социально-эмоциональном окружении, созданном в результате реализации в ДР программы О+СИ, на взаимодействие детей и близких взрослых в ЗС. Особенности взаимодействия - такие как низкий уровень чувствительности, вовлеченности и предсказуемости со стороны замещающих родителей, недостаток взаимности и регуляции взаимодействия в диадах в первые два года проживания детей в ЗС, а также низкая эмоциональная стабильность и неготовность к сотрудничеству у детей спустя два года после их перевода из ДР БИ в замещающие семьи - обсуждаются с точки зрения необходимости предоставления детям с опытом институционализации и их замещающим родителям научно обоснованных программ ранней психологической помощи
AB - Контекст и актуальность. До настоящего времени в научной литературе наблюдается недостаток информации о влиянии раннего опыта институционализации детей на их взаимодействие с близкими взрослыми после перевода в замещающие семьи. Для разработки эффективных программ раннего сопровождения детей и родителей в замещающих семьях важно понимать особенности их взаимодействия, в том числе в связи с ранним опытом взаимодействия детей с персоналом дома ребенка и длительностью их проживания в замещающей семье.Цель. Анализ показателей взаимодействия замещающих родителей и детей с опытом проживания в доме ребенка после проведения программы обучения персонала и структурных изменений (О+СИ) и в доме ребенка без изменений (БИ). Участники. Участниками исследования были 60 пар взрослых и детей, переведенных из домов ребенка (ДР) в замещающие семьи (ЗС): 18 пар с детьми из ДР БИ (ср. возраст детей - M = 40,7; SD = 20,3 мес.; 9 мальчиков; средний возраст взрослых - M = 43; SD = 7,6 лет), и 42 пары с детьми из О+СИ (M = 38,6; SD = 20 мес.; 21 мальчик; возраст взрослых - M = 43,9; SD = 8,8 лет). Дизайн исследования. Обследование взаимодействия выполнено в 3 этапа: 1) в ДР перед переводом в семью, 2) от 0 до 24 мес. проживания детей в ЗС и 3) от 25 до 48 мес. проживания детей в ЗС. Методы (инструменты). Анализ взаимодействия проводился по видеозаписям свободной игры с помощью метода PCERA (The Parent - Child Early Relational Assessment, R. Clark) специально обученными психологами.Результаты. Результаты свидетельствуют о более высоком уровне взаимодействия в парах с детьми, имевшими опыт проживания в ДР О+СИ, по сравнению с парами с детьми из ДР БИ. В первые 24 месяца после перевода ребенка в семьи из ДР О+СИ качество взаимодействия детей и родителей в ЗС ниже, чем при обследовании детей с сотрудницами из ДР О+СИ. На этапе 25-48 мес. в ЗС значения детского показателя «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество», а также диадного показателя, выше в семьях с детьми из ДР О+СИ по сравнению с детьми из ДР БИ. Основные выводы. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном долговременном влиянии раннего опыта проживания в чувствительном и стабильном социально-эмоциональном окружении, созданном в результате реализации в ДР программы О+СИ, на взаимодействие детей и близких взрослых в ЗС. Особенности взаимодействия - такие как низкий уровень чувствительности, вовлеченности и предсказуемости со стороны замещающих родителей, недостаток взаимности и регуляции взаимодействия в диадах в первые два года проживания детей в ЗС, а также низкая эмоциональная стабильность и неготовность к сотрудничеству у детей спустя два года после их перевода из ДР БИ в замещающие семьи - обсуждаются с точки зрения необходимости предоставления детям с опытом институционализации и их замещающим родителям научно обоснованных программ ранней психологической помощи
KW - ДЕТИ, РАННИЙ ВОЗРАСТ, ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ, ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ
U2 - 10.17759/cpp.2023310404
DO - 10.17759/cpp.2023310404
M3 - статья
VL - 31
SP - 65
EP - 85
JO - КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
JF - КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
SN - 2075-3470
IS - 4 (122)
ER -
ID: 126911153