DOI

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петер­бурге хранится серия из семи картин большого формата (302x231 см, бумага, дублированная на холст, клеевые краски), представляющих чудеса света. Со времени приобретения музеем во второй половине XIX в. никогда не экспонировались (за исключением одной — «Юпитера Олимпийского», — отреставрированной и представленной на выставке «Вдохновленные Грецией» в НИМ РАХ в 2016 г.) и не воспроизводились. Картины упоминаются в единственном издании, в котором и были введены в научный оборот, — в каталоге «Немцы и Академия художеств» (М., 2003). Основываясь на совпадении сюжетов, автор краткой сопроводительной статьи Л. Н. Целищева выдвинула предположение, что это могли быть копии одноименных картин К. Ф. Шинкеля. Изучение немецкой научной литературы о Шинкеле, а также русской периодики середины XIX в., не привлекавшейся прежде для уяснения этого вопроса, подтвердило эту версию, а также позволило раскрыть обстоятельства экспонирования «Семи чудес света» в Петербурге в середине XIX в. В Россию были проданы исполненные к празднику в честь Шинкеля 1847 г. повторения его «перспективно-оптических картин» (1814), оригиналы которых были утрачены еще при жизни архитектора. Их приобрел А. Л. Роллер, который экспонировал их в Петербурге на Ма­нежной площади вместе с написанной по эскизу того же К. Ф. Шинкеля К. Э. Бирманом «Панорамой Палермо». Сведения из «Литературной газеты» и «Северной пчелы» позволили уточнить представления о восприятии и оценке этих работ в России. Критический анализ источников: немецких — “Zeitschrift für Bauwesen” (1857), “Deutsches Kunstblatt” (1857) и письма К. Гропиуса А. фон Вольцогену (1862 г.), и русских — «Литературной газеты» (1848) и «Описной книги имущества картин Костюмного, Эскизного, Манекенного, Декорационного и Акварельного классов» (НИМ РАХ, Санкт-Петербург, запись от 1880 г.) — выявил, что в отношении авторства работ наибольшего доверия заслуживают первые. «Семь чудес света» из НИМ РАХ следует, с большой вероятностью, атрибутировать К. В. Гропиусу, а не Бирману и, конечно, не Роллеру. Эта серия представляет большую ценность не только сама по себе, но и как источник о творчестве Шинкеля в области «перспективно-оптической живописи», о которой до сих пор можно было судить лишь по немногочисленным письменным свидетельствам, а также графическим эскизам мастера из Государственных музеев Берлина (причем некоторые из этих эскизов были утраче­ны в годы Второй мировой войны и известны лишь по фотографиям).
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)38-49
Число страниц11
ЖурналАктуальные проблемы теории и истории искусства
Номер выпуска8
DOI
СостояниеОпубликовано - ноя 2018

    Области исследований

  • Семь чудес света, Карл Фридрих Шинкель, Андреас Леонхард Роллер, Кард Эдуард Бирман, Карл Вильгельм Гропиус, русско-немецкие художественные связи, театрально-декорационное искусство, живопись, диорама, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 36272329