Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.