DOI

Острые дискуссии о способах обучения детей родному языку, о понимании различий между типами текстов как механизма и продукта мыслительной деятельности во второй половине XIX в. находились в неразрывной связи с глубокой трансформацией российского общества. Значительное укрепление денежно-финансовых отношений в меняющемся социуме и, как следствие, проникновение денег во внутрисемейную коммуникацию стали актуальным воспитательным вопросом для детской литературы. Л.А. Ярцова в повести «Неистощимый кошелек» (1861) новаторски раскрывает тему денег в жизни ребенка, опираясь на функционально-смысловой тип речи рассуждение. Разные типы рассуждения (опровержение, умозаключение, подтверждение, обоснование) использованы в повести как инструмент поэтики и дидактики. Повесть построена как цикл содержательно не связанных между собой рассказов-рассуждений, в которых мать и ее трое детей разного возраста самостоятельно ищут рационально-логические и лексико-синтаксические аргументы для раскрытия метафоры-задания «неистощимый кошелек». Лингводидактический аспект повести Ярцовой заключается в том, что в процессе написания рассказов-рассуждений (функция сочинения на уроках словесности) дети овладевают методикой построения рассуждения и языковыми формами для его воплощения (учебно-целевая функция). Рассказы представляют собой градационно-иерархическое восхождение к понятию (концепту денег) от возрастного личностно-ограниченного (рассуждения детей) до социально значимого, синтезированного в рассуждении матери. Использование Ярцовой рассуждения как способа построения детской повести свидетельствует о проникновении в XIX в. элементов научной речи в другие речевые системы, в том числе в язык детской художественной литературы.
Переведенное названиеLet’s think, and all we four ...” (Reasoning as a linguo-pedagogical method and an element of poetics in the story of L.A. Yartsova “The Inexhaustible Purse”)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)44-53
Число страниц10
ЖурналФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • русская детская литература, тема денег, научная речь, функционально-смысловые типы речи, рассуждение, метафора, Л.А. Ярцова

ID: 100612203