Острые дискуссии о способах обучения детей родному языку, о понимании различий между типами текстов как механизма и продукта мыслительной деятельности во второй половине XIX в. находились в неразрывной связи с глубокой трансформацией российского общества. Значительное укрепление денежно-финансовых отношений в меняющемся социуме и, как следствие, проникновение денег во внутрисемейную коммуникацию стали актуальным воспитательным вопросом для детской литературы. Л.А. Ярцова в повести «Неистощимый кошелек» (1861) новаторски раскрывает тему денег в жизни ребенка, опираясь на функционально-смысловой тип речи рассуждение. Разные типы рассуждения (опровержение, умозаключение, подтверждение, обоснование) использованы в повести как инструмент поэтики и дидактики. Повесть построена как цикл содержательно не связанных между собой рассказов-рассуждений, в которых мать и ее трое детей разного возраста самостоятельно ищут рационально-логические и лексико-синтаксические аргументы для раскрытия метафоры-задания «неистощимый кошелек». Лингводидактический аспект повести Ярцовой заключается в том, что в процессе написания рассказов-рассуждений (функция сочинения на уроках словесности) дети овладевают методикой построения рассуждения и языковыми формами для его воплощения (учебно-целевая функция). Рассказы представляют собой градационно-иерархическое восхождение к понятию (концепту денег) от возрастного личностно-ограниченного (рассуждения детей) до социально значимого, синтезированного в рассуждении матери. Использование Ярцовой рассуждения как способа построения детской повести свидетельствует о проникновении в XIX в. элементов научной речи в другие речевые системы, в том числе в язык детской художественной литературы.