DOI

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей воспринимаемого стресса и копинг-поведения юношей и девушек в связи с их личностными и социальными характеристиками. В исследовании приняли участие 100 старших подростков 16-17 лет, учащихся школы (49 юношей и 51 девушка). Гипотезы исследования: 1. Более напряженное и эмоционально насыщенное восприятие стресса девушками тесно связано с использованием ими непродуктивного и социального копинга, в отличие от их сверстников юношей. 2. В старшем подростковом возрасте стрессоустойчивость, жизнестойкость и воспринимаемая социальная поддержка имеют гендерную специфику, которая проявляется в том, что они играют более значимую роль для девушек как в восприятии стрессовой ситуации, так и в выборе способов совладания со стрессом. Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS); тест на определение стрессоустойчивости личности Ю.В. Щербатых; опросник жизнестойкости С. Мадди, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. По результатам исследования обе гипотезы подтверждены частично. Выявлены гендерные различия, которые проявляются в более напряженном восприятии и переживании стресса девушками, по сравнению с их сверстниками юношами. Однако, применение социального копинга в форме обращения за профессиональной помощью характерно в большей мере для юношей. Обнаружено, что стрессоустойчивость, жизнестойкость и удовлетворенность социальной поддержкой в значительной степени определяет восприятие, переживание стресса и противодействие ему со стороны девушек, при этом на выбор разных способов совладания со стрессом они оказывают влияние, независимо от пола респондентов. Обнаружено также, что инструментальная поддержка как предоставление подростку готового решения, провоцирует использование непродуктивных способов копинга. Результаты исследования позволили определить мишени психологических воздействий с целью помощи юношам и девушкам в стрессовых ситуациях и снижения риска выбора непродуктивных способов реагирования на них с учетом индивидуально-психологических характеристик.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)119-138
Число страниц19
ЖурналСИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Номер выпуска94
DOI
СостояниеОпубликовано - дек 2024

    Области исследований

  • подростки; воспринимаемый стресс; совладающее поведение; стрессоустойчивость; жизнестойкость; социальная поддержка

ID: 130926958