Леонид Лелеков — один из самых оригинальных отечественных искусствоведов ХХ в. Его методология сложилась
на пересечении множества научных и культурных тенденций. В центре его внимания находились вопросы междисциплинарной
компаративистики, сравнительной мифологии, языкознания и искусствоведения. Интересен ученого к структурализму не был
случайным: его научные поиски были созвучны бурному развитию семиотики искусства в 1960–1970-е гг. в СССР и за рубежом.
В то же время методология Л. А. Лелекова сохраняла свое своеобразие, дистанцируясь от наиболее модных и влиятельных
направлений своего времени. В своей работе ученый опирался на лучшие традиции отечественного искусствознания и опыт
зарубежной теории искусства. Иконологические и формалистические штудии искусствоведа способствовали выявлению
новых контекстов древнерусского искусства и всемирной «миграции образов». Признанный специалист в области искусства
Ирана, ученый способствовал прояснению сложных взаимоотношений между искусством Востока и Запада. Концептуальная
и методологическая составляющая текстов Л. А. Лелекова остается недооцененной и может оказать существенное
позитивное влияние на развитие перспективных направлений в отечественном и зарубежном искусствознании. Новаторские
методологические стратегии Л. А. Лелекова, созвучные открытиям Н. П. Кондакова и Л. И. Ремпеля, продолжают лучшие
традиции отечественного востоковедения и компаративистики. Масштаб творчества Леонида Лелекова, его смелость в
постановке научных проблем выдерживают сравнение с ведущими представителями искусствознания ХХ в. (Ю. Балтрушайтис,
А. Варбург, Й. Стржиговский).