В США внимание к творчеству Андрея Тарковского неизменно: Тарковский является важным ориен- тиром и для кинематографистов, и для теоретиков кино. Пол Шрейдер относит режиссера к трансценден- тальному кинематографу, более того, вводит понятие «кольцо Тарковского», с которым соотносит тран- сцендентальное медленное кино, носящее экспериментальный характер. Формы и способы обращения американских режиссеров к Тарковскому, для которых он предстает как культурный ресурс, отличаются разнообразием: от перекличек на уровне визуальных образов и композиции кадра до соответствий на кон- цептуальном уровне и совпадений мировоззренческих позиций. В статье рассматривается фильм «Интер- стеллар» (2014) Кристофера Нолана и сценарий к нему Джонатана Нолана в сопоставлении с фильмами Андрея Тарковского «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979). Автор высказывает предположение, что связь кинематографии Нолана с творчеством Тарковского проявляется при встрече со странным, для которого характерно «присутствие того, что не соответствует (не принадлежит) действительности», или с жутким, для которого характерно «присутствие отсутствия» или, напротив «отсутствие присутствия» и которое возникает в пространствах, частично или полностью лишенных человека. Обращение к странному и жут- кому как режимам повествования, а также соласталгические и ностальгические переживания героя, свя- занные с «домом», откуда начинается его космическое путешествие, позволяют говорить о создании «ат- мосферы» в терминологии Гернота Беме. Отсутствие в фильмах о космосе Нолана и Тарковского образов «чужих» и темы контакта с инопланетянами и выдвижение на первый план интимной истории о челове- ческих чувствах и отношениях, противопоставленной космическим масштабам вселенной, способствует переводу повествования на метафизический уровень. Нолан, как Тарковский, в значительной степени от- ходит от конвенций жанра научной фантастики. Пристальный анализ сценария и фильма «Интерстеллар» приводит автора к заключению, что подход Джонатана Нолана и Кристофера Нолана к космической теме, приближая их к «кольцу Тарковского», размывает в результате границы фантастического жанра.