В статье анализируется номинологическое мерцание как прием в романах В. Набокова «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» и «Бледный огонь» и в романах М. Варгаса Льосы «Город и псы» и «Зеленый дом». Дается определение номинологического мерцания, рассматриваются история и эволюция приема на примере различных античных, средневековых и возрожденческих текстов. На основании подробного анализа ключевых номинаций исследуемых романов выделяются варианты реализации приема, свойственные поэтике В. Набокова и М. Варгаса Льосы. Делается вывод, что в приведенных текстах В. Набокова и М. Варгаса Льосы прием номинологического мерцания представлен во всей своей полноте –– он оказывается не просто одним из базовых авторских приемов, но играющим фундаментальную роль для организации текста на структурном, психологическом и нарратологическом уровнях. В заключении выстраивается ряд оппозиций: перволичность – третьеличность, линейность – нелинейность, однозначность – неоднозначность, лингвистичность – алингвистичность, – как критерии определения особенностей реализации приема.
Ключевые слова: Набоков, Варгас Льоса, семантика имен, имя собственное, структура текста