В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного профессиональному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге. Результаты нескольких опросов (телефонный опрос населения Санкт-Петербурга, телефонный опрос и интервью с людьми, имеющими инвалидность, экспертные интервью) анализируются по следующим направлениям: развитие доступной среды в сфере образования, государственная поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья, потребность в профессиональном образовании, общественное мнение относительно инклюзивного образования. Полученные данные свидетельствует о позитивных сдвигах в социальной политике, об изменении отношения общества к людям с инвалидностью. Вместе с тем эмпирические данные подтверждают существование различных барьеров в сфере профессионального образования инвалидов (неразвитая инфраструктура, ограниченный набор возможных специальностей, отсутствие адаптированных программ и др.). Кроме того, среди людей с особыми потребностями по-прежнему достаточно сильны патерналистские установки, что ставит перед институтом социальной работы задачу по активизации людей с инвалидностью. Что касается теоретических подходов к проблемам инвалидности, то, по мнению автора, наиболее перспективной для дальнейшего развития социальной инклюзии людей с особыми потребностями, в том числе и в сфере профессионально образования, является концепция возможностей (capability approach). Данный подход переносит фокус от рассмотрения особенностей ситуаций, связанных с инвалидностью, к рассмотрению вопроса установления равенства в отношении возможностей, что требует развития свободы и выбора.
Переведенное названиеPROBLEMS AND PERSPECTIVES IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN RUSSIA (ST. PETERSBURG)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)95-109
ЖурналЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Том18
Номер выпуска5
СостояниеОпубликовано - 2015

ID: 35368524