Задачами нашего исследования были изучение понятия «мишень психотерапии», разработка классификации мишеней психотерапии при проведении краткосрочной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии пациентов с невротическими расстройствами, изучение выбора тех или иных мишеней в практической деятельности врачами-психотерапевтами и влияния его на результаты лечения. При планировании исследования мы руководствовались следующими гипотезами: 1) возможно выделить и сформулировать конвенциональные определения мишеней психотерапии; 2) существует ограниченный набор мишеней, которые можно применить в процессе психотерапии; 3) выбор тех или иных мишеней на разных этапах психотерапии влияет на эффективность психотерапии. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: 1. теоретико-методологический анализ существующих подходов к определению мишеней психотерапии; 2. формулирование рабочего определения «мишеней психотерапии»; 3. теоретическое обоснование рабочей классификации психотерапевтических мишеней; 4. изучение практики определения психотерапевтических мишеней врачами-психотерапевтами; 5. анализ полученного материала методом экспертных оценок, получение содержания общих и частных формулировок психотерапевтических мишеней, коррекция и выделение ограниченного количества категорий этих понятий; 6. анализ эффективности выбора тех или иных мишеней на разных этапах психотерапии. материал и методы. В исследуемую группу были включены случаи психотерапии 150 пациентов в возрасте от 19 до 50 лет с установленными диагнозами из группы невротических расстройств, проходивших психотерапевтическое лечение в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Эффективность психотерапевтического лечения определяли при помощи психодиагностического обследования. В частности, для измерения симптоматической динамики в процессе психотерапии, использовали опросник SCL-90-R, для оценки личностных изменений применялись Г иссенский опросник, методика «Личностный дифференциал», тест Лазаруса. Я < го < Я о X Я о с й Рн - Я н Я и и я W Результаты и их анализ. На основании предварительной работы с помощью группы экспертов было получено рабочее определение понятия «психотерапевтическая мишень»: это проявляемый в процессе психотерапии пациентом или предполагаемый психотерапевтом клинико-психотерапевтический феномен, изменение которого является целью психотерапевтического воздействия. Разработанная рабочая классификация включила в себя 5 основных групп психотерапевтических мишеней: 1-я группа - мишени, специфичные для клинической группы (клинические проявления невротических расстройств); 2-я группа - специфичные для индивидуально-психологических и личностных особенностей пациента (личностные и психологические особенности пациентов, существенным образом влияющих на возникновение и динамику расстройства); 708 3-я группа - специфичные для психотерапевтического процесса (изменяемые параметры психотерапевтического взаимодействия); 4-я группа - специфичные для клинической ситуации (условия жизни и микросоциального функционирования пациента, в том числе имеющие психогенные и патопластическое влияние на расстройство, а также на возможности и условия лечения); 5-я группа - специфичные для психотерапевтического метода (гипотетические конструкты психотерапевтических методов). Всего врачами-психотерапевтами при проведении психотерапии 150 психотерапевтических случаев лечения пациентов с невротическими расстройствами, выделялись 96 психотерапевтических мишеней. Все мишени были распределены другим составом экспертов по 5 предложенным на предварительном этапе группам психотерапевтических мишеней. Выделение других (дополнительных) групп психотерапевтических мишеней не потребовалось. нР Я t=£ О Рн < Я Ь-й Эрз И я w н 2 Я о и нн Я 5 и И-Рн я И S е as е нр S S 8 и Й < о Я Рн о в I* Я fiu S v О Е < © в|е й 5 в 21 н < £ а е 2 s Р X с н км« О О нн и=§ а SS н аай х m ё Выбор психотерап