Знаменитая формула Ивана Карамазова «Если Бога нет, то все позволено» в действительности обозначает центральную философскую метатему всего творчества Ф.М. Достоевского. Она неоднократно подвергалась реинтерпретациям в западной литературе и философии. Любопытные новые варианты ее трансформации представлены в современной европейской философии психоаналитического и фрейдомарксистского толка. Так, Ж. Лакан полагал, что психологию современного западного человека, чье бессознательное определяется подавленными запретами, напротив, скорее можно описать формулой: «Если Бога нет, то не позволено вообще ничего». Соответственно, фундаменталистское мироощущение, по С. Жижеку, исходит из того, что «если Бог есть, то все позволено», и именно эту формулу якобы отстаивает в своих произведениях - хотя его позиция, как оговаривается Жижек, и оказывается немного сложнее - сам Достоевский. В статье показано, какие в действительности варианты этой формулы встречаются в романе Достоевского «Братья Карамазовы» и в рассказе «Бобок»,
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)87-97
ЖурналВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Номер выпуска9
СостояниеОпубликовано - 2019
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • contemporary, creative, Dostoevsky, european, god, Lacan, metatheme, novel, philosophy, psychoanalitic, reinterpretation, russian, transformation, Žižek, бог, достоевский, европейский, Жижек, Лакан, метатема, психоаналитический, реинтерпретация, роман, русский, современный, трансформация, философия, художественный

ID: 78613059