DOI

Представлен анализ языка вражды и пейоративной игры слов в кумранском Комментарии (Pesher) на книгу пророка Наума (4QpNah = 4Q169). Согласно реконструкции автора, это произведение членов Кумранской общины могло быть написано в 88 г. до н. э. (после поражения воинства иудейского царя и первосвященника Александра Янная, нанесенного ему сирийским царем Деметрием III Эвкером, приглашенным в Иудею восставшими фарисеями, под Сихемом: в результате Александр был вынужден бежать в Эфраимитские горы, по всей вероятности, в горную крепость Александрион). Использовав данную ситуацию, фарисеи временно захватили власть в Иерусалиме – скорее всего на несколько месяцев 88 г. до н. э. В процессе подавления восстания Александр казнил фарисеев через распятие – вероятно, неоднократно. Автор анализирует такие уничижительные обозначения и понятия в 4QpNah, как «истолкователи скользкого (гладкого)», «ложное учение» (talmûḏ)», «Эфраим», «Дом Пелега», засвидетельствованные в этом произведении в корреляции с фарисеями, а также прозвища «Яростный молодой лев», «Нечестивый священник», «Последний священник», употребляемые по отношению к Александру Яннаю. В частности, высокая доля вероятности корреляции обозначения דורשי חלקות («истолкователи скользкого»; оно использовалось для обозначения учителей Закона еще во времена первых таннаев) с דורשי הלכות позволяет предположить, что последнее наименование использовалось в Иудее как terminus technicus для характеристики фарисеев в качестве истолкователей законов уже в эллинистический период
Переведенное названиеElements of Pejorative Wordplay and Language of Enmity in the Qumran Commentary on Nahum in Historical-Religious Context
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)727–740
Число страниц14
ЖурналJournal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences
Том15
Номер выпуска5
Дата раннего онлайн-доступа2021
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Области исследований

  • язык вражды, пейоративная игра слов, фарисеи, саддукеи, ессеи, кумраниты, кумранский Комментарий наНаума (4QpNah), кумранский Комментарий наАввакума (1QpHab), Qumranites, Sadducees, language of enmity, pejorative wordplay, the Qumran Commentary on Habakkuk (1QpHab), Essenes, the Qumran Commentary on Nahum (4QpNah), Pharisees

    Предметные области Scopus

  • Антропология

ID: 85843804