Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Социально-психологические функции и типы подарка в деловой и межличностной коммуникации: личностные, половые и возрастные различия. / Чикер, Вера Александровна.
в: Петербургский психологический журнал, № 34, 2021, стр. 1-24.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Социально-психологические функции и типы подарка в деловой и межличностной коммуникации: личностные, половые и возрастные различия
AU - Чикер, Вера Александровна
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными социально-психологическими и этикетными функциями подарка с точки зрения социальной психологии, деловых и межличностных отношений. В рамках теоретического обзора, а также на основании данных, полученных в эмпирическом исследовании (опрошено 90 человек, жителей Санкт-Петербурга), анализируются основные функции и типы подарков в современном обществе, различия взглядов на подарок в зависимости от пола и возраста респондентов, отношение к подарку в связи с их личностными характеристиками. Результаты исследования показали, что подарок чаще всего рассматривается как благодарность, комплимент и ритуал, а манипулятивная и утилитарная функции подарка опрошенными респондентами поддерживаются в незначительной степени. Выявлены половые и возрастные различия в понимании смыслового и этикетного содержания подарка, а также связь предпочитаемого типа подарка с личностными особенностями опрошенных респондентов. Мужчинами и женщинами подарок как комплимент и благодарность представляется наиболее значимыми. Мужчины в наибольшей степени выделяют межличностную коммуникативную функцию подарка, а женщины - этикетную. С возрастом увеличивается смысловая нагрузка на подарок - важно, с одной стороны, внимание и смысл подарка, а, с другой стороны, более предпочтительными в качестве подарка становятся деньги. Подарки чаще дарят независимые, самостоятельные люди. Подозрительные и настороженные люди в ситуации дарения чувствуют себя неловко и неуверенно. Для экспансивных и эмоциональных людей важен внешний вид подарка, его оформление и упаковка. Таким образом, подарок выступает в качестве коммуникативной и этикетной единицы, которая опосредована личностными особенностями участников ситуации дарения. Наибольшую роль играют факторы межличностной общительности, социального контроля, конформности и доминантности, а также управления своими эмоциями и поведением.
AB - В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными социально-психологическими и этикетными функциями подарка с точки зрения социальной психологии, деловых и межличностных отношений. В рамках теоретического обзора, а также на основании данных, полученных в эмпирическом исследовании (опрошено 90 человек, жителей Санкт-Петербурга), анализируются основные функции и типы подарков в современном обществе, различия взглядов на подарок в зависимости от пола и возраста респондентов, отношение к подарку в связи с их личностными характеристиками. Результаты исследования показали, что подарок чаще всего рассматривается как благодарность, комплимент и ритуал, а манипулятивная и утилитарная функции подарка опрошенными респондентами поддерживаются в незначительной степени. Выявлены половые и возрастные различия в понимании смыслового и этикетного содержания подарка, а также связь предпочитаемого типа подарка с личностными особенностями опрошенных респондентов. Мужчинами и женщинами подарок как комплимент и благодарность представляется наиболее значимыми. Мужчины в наибольшей степени выделяют межличностную коммуникативную функцию подарка, а женщины - этикетную. С возрастом увеличивается смысловая нагрузка на подарок - важно, с одной стороны, внимание и смысл подарка, а, с другой стороны, более предпочтительными в качестве подарка становятся деньги. Подарки чаще дарят независимые, самостоятельные люди. Подозрительные и настороженные люди в ситуации дарения чувствуют себя неловко и неуверенно. Для экспансивных и эмоциональных людей важен внешний вид подарка, его оформление и упаковка. Таким образом, подарок выступает в качестве коммуникативной и этикетной единицы, которая опосредована личностными особенностями участников ситуации дарения. Наибольшую роль играют факторы межличностной общительности, социального контроля, конформности и доминантности, а также управления своими эмоциями и поведением.
KW - ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПОДАРКОВ
KW - ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДАРЕНИЯ
KW - ПОЛОВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ПОДАРКУ
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46398227
M3 - статья
SP - 1
EP - 24
JO - Петербургский психологический журнал
JF - Петербургский психологический журнал
SN - 2225-7527
IS - 34
ER -
ID: 84633028