Статья посвящена прагмасемантическому анализу аксиологической аномалии в потоке
сознания персонажа, её языкового воплощения и оценочной интерпретации в художественном тексте. Поток сознания как пассивный вид монологической речи персонажа служит
непосредственным переводом его мышления и ассоциативных образов на словесный язык.
В метаромане В. В. Набокова «Отчаяние» изображение потока сознания демонстрирует саморефлексию персонажа-писателя об актуальных для него ценностях и дает представление
о трансформации картины мира, реконструируемой им в собственном романе. Смещение
ценностей, фиксируемое оценочной аномалией, становится важным характерологическим
элементом художественного образа персонажа-писателя. В потоке сознания персонажа обнаружены противоречивые или тавтологические оценочные предпочтения по следующим
параметрам отклонения от аксиологических норм: интеллектуальная / чувственная деятельность сознания; априорность / апостериорность суждения; возможность / невозможность
сосуществования альтернативы; позитивность / негативность ценностного выбора; вариативность / стандартность аксиологической нормы; диахронность / синхронность функционирования оценок; престижность / непрестижность ценностей индивида и социума. Аксиологическая аномалия потока сознания персонажа проявляется в субъектно-объектных,
интуитивно-логических, причинно-следственных, пространственно-временных, дихронносинхронных, параллельно-альтернативных отношениях и выражается отрицательной лексической семантикой, специфическими грамматическими и синтаксическими конструкциями.
В романе В. В. Набокова «Отчаяние» аксиологические оппозиции свой / чужой, индивидуальный / общественный, аномальный / нормативный в мышлении главного персонажа
Германа порождают его сознательный приоритет собственно-индивидуальных аномальных
ценностей над общественно-коллективными ценностными стереотипами. В языковой идентификации собственной двойственной монологической личности — преступника и писателя — персонаж в потоке сознания рационализирует аномальные моменты своего мышления
о реальном событии и художественном сюжете, обращая небывалое в былое, ирреальное в
реальное, необычное в обыденное, аномалию в норму.