Данная работа направлена на изучение речевого развития детей-близнецов первых двух лет жизни в диадах «мать-ребенок» и триадах «мать-близнецы». Объектом исследования стали 5 диад мать-ребенок (3 мальчика и 2 девочки) и 5 триад «мать-дизиготные близнецы» (3 триады с мальчиками и 2 с девочками). Аудиозапись и видеосъемка речи матерей и звуков и слов детей в процессе их взаимодействия проводилась на первом и втором году жизни детей раз в три месяца, как в модельных ситуациях, так и при спонтанном взаимодействии с матерью. Для анализа выбирали фрагменты взаимодействия в возрастные срезы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 24 месяца. В работе использованы методы перцептивного, акустического, фонетического анализа.
На основе перцептивного, фонетического и акустического анализа определяли звуковой состав речевого репертуара детей (гласноподобные звуки, отдельные слоги, сочетания слогов – на первом году жизни, слова, состоящие из 1, 2, 3 и более слогов - на втором году жизни), акустические характеристики детских вокализаций в