Эмоции представляют собой многокомпонентную реакцию организма на релевантные стимулы и
ситуации. Влияние эмоционально значимых сенсорных стимулов, воспринимаемых на осознаваемом
уровне, на состояние человека достаточно хорошо изучено. Данные о возможности влияния неосознавамых
эмоциональных стимулов весьма малочисленны. Остается нерешенным вопрос о принципиальных
различиях в физиологических и поведенческих реакциях человека при неосознаваемом и осознаваемом
восприятии эмоциональных стимулов.
Целью настоящего исследования было провести сравнительный анализ динамики объективных
физиологических показателей при формировании у испытуемых эмоционального состояния разной
валентности в условиях осознаваемого и неосознаваемого восприятия сенсорной информации. В работе
анализировали динамику физиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, КГР, пневмограмму и латентный период
сенсомоторной реакции) при осознаваемом и неосознаваемом восприятии акустических стимулов разного
эмоционального содержания.
Было получено, что характер динамики фронтальной асимметрии (FAS) при неосознаваемом
восприятии эмоциогенных стимулов сходен с таковым при осознаваемом и соответствует знаку
переживаемой эмоции. Однако при неосознаваемом восприятии изменения в величине ФАС происходят,
как правило, раньше и менее продолжительны, чем при осознаваемом. Активация симпатической нервной
системы и возникновение возбуждения у испытуемых имеет место как в случае осознаваемого, так и
неосознаваемого восприятия эмоциональных акустических стимулов. В случае неосознаваемого
восприятия комплекс вегетативных реакций (по данным ЭКГ, КГР, дыхания) более выражен, но не зависит
от знака переживаемого эмоционального состояния по сравнению с осознаваемым. Эмоционально
отрицательные осознаваемые стимулы приводили к увеличению времени сенсомоторной реакции и числа
пропущенных реакций. Выявленные отличия в динамике физиологических показателей при
неосознаваемом и осознаваемом восприятии эмоциональных акустических стимулов дополняют и
расширяют сведения об общих принципах физиологических механизмов формирования и переживания
эмоций.