Статья содержит сведения об истории формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге - одной из главных магистралей южных районов города. Отмечается роль регулярных градостроительных приемов и формальных решений в духе классицизма в процессе организации головной части современной магистрали, берущей начало от Сенной площади и с момента своего возникновения исполняющей функции важной для всей страны протяженной транспортной коммуникации, связывающей Петербург с Москвой и Киевом. Прослеживается процесс постепенного изменения архитектурных характеристик проспекта в XIX в., когда сложилась композиция отрезков магистрали от Фонтанки до площади у Московских триумфальных ворот. Подчеркивается большое историческое и символическое значение ворот, в силу которого было признано совершенно необходимым их восстановление после опрометчиво осуществленного сноса. Основное внимание уделено той части проспекта, которая создавалась в середине ХХ столетия в характере неоклассического направления того времени. Кратко рассматриваются результаты большого конкурса на разработку проектов планировки и застройки магистрали, проведенного в то время, когда проспект носил имя И. В. Сталина. Анализируется сложившаяся со временем пространственная структура магистрали, развитый характер которой позволяет сравнивать Московский проспект с Невским. Изучается роль ордера и его модификаций в композиции магистрали. Показано, что именно использование закономерностей, присущих ордерной системе, сделало возможным создание ансамбля, торжественный характер которого оказался созвучным теме Победы в войне 1941-1945 гг. Оценивается творческий вклад в создание ансамбля ряда советских архитекторов и скульпторов. Упоминаются примеры современной застройки некоторых соседних с проспектом кварталов, оценивается степень их совместимости с задачей сохранения ансамбля как памятника искусства своего времени.