Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи. / Шабалина, Екатерина Владимировна; Мухамедрахимов, Рифкат.
в: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, Том 11, № 2, 07.2021, стр. 150-161.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи
AU - Шабалина, Екатерина Владимировна
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
N1 - Шабалина, Е., & Мухамедрахимов, Р. (2021). Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 150-161. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203
PY - 2021/7
Y1 - 2021/7
N2 - Исследование посвящено изучению показателей взаимодействия детей с ранним опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым как на этапе выхода из дома ребенка, так и на различных этапах проживания в замещающей семье (ЗС), а также их сравнению с взаимодействием родителей и детей в биологических семьях (БС). Для оценки качества взаимодействия использован метод PCERA, основанный на анализе видеозаписи свободной игры ребенка и взрослого. Всего проанализирован 31 случай взаимодействия близких взрослых и детей с ОИ и 51 случай взаимодействия родителей и детей в БС (возраст детей, соответственно, 29,3 ± 22,9 и 38,8 ± 17,5 мес.). Обнаружено, что при увеличении показателей взаимодействия по мере взросления детей значения этих показателей в целом на этапе выхода из дома ребенка и на разных этапах обследования в ЗС значимо не различаются. Показано, что в первые 24 месяца проживания ребенка в семье замещающие родители проявляют более низкий уровень чувствительности, отражения и вовлеченности во взаимодействие с ребенком, больше непредсказуемого поведения и негативных эмоций по сравнению с родителями из БС, а после 24 месяцев в ЗС у детей наблюдается ухудшение эмоциональной стабильности и сотрудничества, усиление негативного аффекта, по сравнению с обследованием на выходе из учреждения и относительно сверстников из БС. Полученные результаты подчеркивают необходимость усовершенствования подготовки замещающих родителей и создания программ психологического сопровождения ЗС, направленных на поддержку взаимодействия и формирования привязанности на наиболее ранних этапах после принятия ребенка в семью.
AB - Исследование посвящено изучению показателей взаимодействия детей с ранним опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым как на этапе выхода из дома ребенка, так и на различных этапах проживания в замещающей семье (ЗС), а также их сравнению с взаимодействием родителей и детей в биологических семьях (БС). Для оценки качества взаимодействия использован метод PCERA, основанный на анализе видеозаписи свободной игры ребенка и взрослого. Всего проанализирован 31 случай взаимодействия близких взрослых и детей с ОИ и 51 случай взаимодействия родителей и детей в БС (возраст детей, соответственно, 29,3 ± 22,9 и 38,8 ± 17,5 мес.). Обнаружено, что при увеличении показателей взаимодействия по мере взросления детей значения этих показателей в целом на этапе выхода из дома ребенка и на разных этапах обследования в ЗС значимо не различаются. Показано, что в первые 24 месяца проживания ребенка в семье замещающие родители проявляют более низкий уровень чувствительности, отражения и вовлеченности во взаимодействие с ребенком, больше непредсказуемого поведения и негативных эмоций по сравнению с родителями из БС, а после 24 месяцев в ЗС у детей наблюдается ухудшение эмоциональной стабильности и сотрудничества, усиление негативного аффекта, по сравнению с обследованием на выходе из учреждения и относительно сверстников из БС. Полученные результаты подчеркивают необходимость усовершенствования подготовки замещающих родителей и создания программ психологического сопровождения ЗС, направленных на поддержку взаимодействия и формирования привязанности на наиболее ранних этапах после принятия ребенка в семью.
KW - дети
KW - опыт институционализации
KW - взаимодействие с близким взрослым
KW - дом ребенка
KW - замещающая семья
UR - https://psyjournal.spbu.ru/article/view/11528
M3 - статья
VL - 11
SP - 150
EP - 161
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
SN - 2658-3607
IS - 2
ER -
ID: 86575760