Жизнь и творчество выдающегося тюркского поэта-суфия XII в., Ходжи Ахмада Йасави (ум. 1166) стали предметом научного исследования в Узбекистане лишь с 1920-х годов, в советский период.
Пионером изучения творчества Ахмада Йасави следует считать Абдурауфа Фитрата (1885-1938), опубликовавшего в 1927 г. подробную и основательную статью о жизни и поэтических произведениях шейха. В ней деятельность Йасави рассматривается как в целом оппозиционная нормативному исламу, а его стихи («хикматы») – как отразившие настроения и чаяния простого народа. Такой взгляд на Йасави подверг резкой критике Р. Маджиди в своем предисловии к сборнику «Литература Узбекистана». Он обвинил Фитрата в том, что тот безосновательно считает Йасави, представителя старого литературного наследства, «пролетарским поэтом, сторонником бедноты».
Более поздние советские литературоведы (Х.Г. Кор-Оглы, С. Эркинов), считавшие, как и Р. Маджиди, стихи-«хикматы» Йасави в целом реакционными, все же отмечали их народную форму и простой язык, как определенный шаг вперед в развитии средневековой тюркской поэзии. В 1990-е гг. на эти же особенности обращали внимание современные исследователи (Сироджиддин Ахмад, Ибрагим Хаккулов), оценившие по-новому и идейное содержание «хикматов».
Критическое рассмотрение взглядов узбекских исследователей ХХ в. на творчество поэта-шейха совершенно необходимо для поднятия изучения наследия Ахмада Йасави на новую, более высокую ступень.
Язык оригиналарусский
Название основной публикации Актуальные вопросы изучения узбекской классической и современной литературы и её международная популяризация
Подзаголовок основной публикацииМатериалы Международной научной конференции
Место публикацииТашкент
Страницы68-69
СостояниеОпубликовано - 2018

ID: 40881717