Роман американского писателя Стивена Кинга «Возрождение» (Revival, 2014), несомненно, генетически связан с первым
романом «Дептфордской трилогии» канадского писателя Робертсона Дэвиса «Пятый персонаж» (Fifth Business, 1975), хотя Кинг и не указывает имя Р. Дэвиса в ряду прецедентныхтекстов в многоименном посвящении к роману. Основой для сближения данныхтекстов может служить не только категория «пятого персонажа», очевидно, позаимствованная Кингом у Дэвиса, но и особенности романного хронотопа. В статье проводится сравнительный анализ топоса маленького городка в художественных системах обоих авторов. Демонстрируется, что в романной поэтике Кинга и Дэвиса категория «пятого персонажа» приобретает структурообразующую функцию:
выдвижение в качестве смыслового центра на первый взгляд малозначимого, заурядного «маленького человека» коррелирует с основным топосом романов обоих авторов. Делается вывод о том, что такие социологические атрибуты «глубинки», как сплоченность общинной жизни, эмпатия по отношению к соседям, относительная бессобытийность и скудость социальной динамики (по Р. Вутноу), влияют на механизмы сюжетосложения, временную структуру, построение нарратива и систему персонажей. Топос «глубинки» по своему влияет и на методы анализа психологии ее жителей: Стивен Кинг исследует их поведение в критических ситуациях, а Робертсон Дэвис ставит в центр внимания процесс индивидуации жителей маленького городка. Обращение к жизни «глубинки» в исследуемых романах также ведет к примечательному синтезу религиозных исканий и интермедиальности как среды, в которой они реализуются