DOI

В статье проведен анализ исследования психологического благополучия подростков и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16-17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), методика «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф, Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Результаты: показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все подростки отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними, по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Показана позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого подростка, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.
Переведенное названиеThe role of psychological well-being and social support in coping with negative stresses with high school students
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)124-132
Число страниц9
ЖурналНаучно-педагогическое обозрение
Номер выпуска4(56)
DOI
СостояниеОпубликовано - 30 авг 2024

    Области исследований

  • старшие школьники, воспринимаемый стресс, совладающее поведение, психологическое благополучие; социальная поддержка

ID: 122620856