Статья посвящена оценке исторического опыта, современных решений и перспектив использования налоговых инструментов воздействия на индустрию культуры как творческой составляющей национальных хозяйственных систем, а также мировой экономики. Цель статьи – проведение критического анализа значимости фискальных мер содействия развитию культуры как на доцифровой стадии становления системы мирохозяйственных связей, так и в современном цифровом мире. Выдвигаются две гипотезы: (Н1) верификация постулата о необходимости налоговой поддержки культуры для получения заметных материальных и невещественных результатов деятельности культурной индустрии в условиях перехода к цифровой экономике; (Н2) проверка (доказательство) предположения о том, что налоговые льготы стимулируют научно-исследовательскую деятельность в культурной индустрии. Авторы выявляют последовательность и преемственность использования соответствующих методов на протяжении истории развития человеческой цивилизации в разных по степени и уровню своего экономического и институционального развития цивилизациях и государствах. Сделаны выводы о том, что со времен возникновения древних классических государств и до современности инструментарий налоговой политики обязательно включает в себя механизмы налоговых льгот в культурной индустрии. При этом фискальная функция налогов в сфере культуры малозначима по своим экономическим последствиям, наибольший приоритет здесь отводится мерам налогового стимулирования, к которым относятся в первую очередь соответствующие налоговые льготы. Значимость налоговых льгот как ведущих инструментов в данном контексте эмпирически обоснована на примере Китая. В современном цифровом мире индустрия культуры находится под воздействием трансформирующихся под новые условия регуляторных налоговых мер, к которым относятся как инновационные по своей сути налоги (налог на цифровые услуги), так и новые формы фискального взаимодействия (межгосударственное сотрудничество, распространившееся на область культурного взаимодействия в сфере деятельности транснациональных корпораций цифрового сектора). Налоговое регулирование в условиях цифровизации подчиняется все тем же задачам создания льготных условий развития культурных и творческих областей деятельности, которые известны со времен Античности.