Одним из условий успешного развития ребенка является взаимодей-ствие с ним взрослого. С первых дней жизни младенца изменяется поведе-ние его матери: у нее формируется специфическая “материнская” речь (МР), развивается повторение мимической и вокальной экспрессии ребен-ка, что является основой для становления материнско-детских отношений, в рамках которых осуществляются психомоторное и речевое развитие ре-бенка и его ранняя социализация [1, 2, 3, 4]. Исследование разных страте-гий речевого поведения матери (СРПМ) при взаимодействии с детьми пер-вых трех лет жизни является важной частью изучения психофизиологиче-ских основ формирования речи в раннем онтогенезе и выявления факто-ров, влияющих на ее становление.
Целью настоящего исследования явилось определение СРПМ в про-цессе взаимодействия с детьми первых трех лет жизни, имеющих разный психофизиологический статус: здоровые дети, дети с легкими и тяжелыми неврологическими нарушениями, близнецы; и установление механизмов, лежащих в основе их формирования.
В ка