Ссылки

В статье предпринята попытка осмысления образа городского пространства, отраженного в ключевом кинофильме переходной эпохи в российской культуре - «Брат» режиссера А.О. Балабанова (1997). Городской хронотоп Санкт-Петербурга 1990-х годов, схваченный режиссером, формирует идентичность главного героя, картину мира того времени и социокультурную реальность, во многом актуальную и в наши дни. Кинематограф в данном контексте может не только формировать образы городов, город не выступает лишь декорацией, а сам является героем фильма. Город выходит за рамки материального, становится символически-идеальным пространством культурных смыслов, оказывающим влияние на ментальное картирование и формирование пространственных образов на метафизическом уровне. То есть предстает как в концепции П. Бурдье – как социальное пространство, воплощенное через физическую реальность. Перестав быть Ленинградом, и не став прежним Санкт-Петербургом, город не сумел найти себя, как и его жители. Отчужденность, проявленная и в структуре городского пространства, в отраженных локациях, в поведенческих паттернах главного героя – молодого человека Данилы Багрова – демонстрирует характерные черты идентичности русского человека, жителя города, находящегося в разрыве истории и культуры, когда старые ценности и ориентиры безвременно ушли в прошлое, а новые еще не успели кристаллизоваться, а именно - обостренное чувство справедливости, шовинизм, традиционные ценности, патриотизм. Общество нуждалось в переоценке прошлого и будущего и новом мировоззрении. В проявляющейся идентичности выделяются два направления – это отчужденность, самость, крайний индивидуализм и «русскость» со всеми вытекающими из этого концепта понятиями. Фильм и город в исследовании рассматриваются как иллюстрации социокультурных настроений того периода: даже «парадные» локации, общеизвестные достопримечательности показаны обыденными и повседневными, знакомыми каждому, они даже сняты сзади или сбоку наряду с местами буквально вырезанными из структуры города (кладбище). Локальность и непарадность происходящего в городе, образ которого был прежде публичен и представителен, вовлекает зрителя и делает его частью обыденности, заставляя его со-идентифицировать себя с главным героем. Стиль и специфика съемки также демонстрирует отчужденность, сиротство и одиночество. Разворачивание петербургского текста через символ эпохи – фильм «Брат» - позволяет глубже заглянуть в трансформацию образа города в эпоху перестройки и найти те устойчивые точки, которые укрепляли образ и идентичность, не давая ей разрушиться условиях хаоса.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)218-227
Число страниц10
ЖурналSTUDIA CULTURAE
Номер выпуска45
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • городское пространство, образ города, идентичность, кино, петербургский текст, Алексей Балабанов, 1990-е, перестройка, национальный герой, локальность, справедливость, отчуждение, хронотоп

ID: 107535635