Статья посвящена рецепции личности и творчества Жан-Жака Руссо в последней работе известного немецкого психиатра Карла Леонгарда, автора хорошо известной российскому читателю книги «Акцентуированные личности». Взгляды и оценки Карла Леонгарда, являющиеся ярким этапом в истории рецепции творчества выдающегося мыслителя эпохи предромантизма в Германии, представлены как исторически сложившийся конструкт и результат диалога франкоязычного мира и немецкой культуры и вписаны в историю медицинской мысли эпохи и патографического литературоведения, а также сопоставлены с результатами, полученными в позднейших патографиях, созданных исследователями, придерживающимися методологических установок, отличных от школы Вернике — Клейста — Леонгарда. В работе отмечена близость применяемого Леонгардом подхода к традициям русской гуманистической психиатрии, новым моментом является также предпринимаемая в статье попытка преодоления кажущегося методологического просчета, с которым встречается читатель работ Леонгарда: на первый взгляд, германский исследователь не проводит границ между миром персонажа художественного произведения и миром его автора, что не так: показано, что ряд психотических переживаний, представленных в произведениях Руссо в динамике, недоступен для описания с такой точностью и пластичностью при отсутствии у автора собственного опыта болезни и ее преодоления. В заключение авторы работы анонсируют издание полного текста очерка К. Леонгарда в русском переводе с литературоведческими и медицинскими комментариями.