Патофизиология как наука и учебный предмет стоит перед лицом крупнейшего вызова в своей истории. Она расширилась далеко за пределы своего исторического названия и включила аспекты патохимии, иммунопатологии, патобиофизики, патоинформатики при взаимопроникновении с трансляционной медициной. Подобные процессы превалируют и в области патологической анатомии, что способствует реинтеграции ранее разветвившихся сестринских отраслей патологии. Обучение/изученипатофизиологии должно быть изменено в соответствии с нуждами современности, интегративной ролью в системе медицинских наук, аналогичной системной биологии в немедицинских науках о живом. Патофизиология врастает в клинику через лабораторные и функционально-диагностические пробы, представляющие собой контролируемые клинические эксперименты в целях лечебно-диагностического процесса. Таким образом, не только патоморфологи, но и врачи кабинетов функциональной диагностики, служб клинической иммунологии, биохимии, генетики являются клиническими патологами. Каждый диагност создает концептуальную модель заболевания с целью объяснить и скомпоновать данные применительно к сути конкретного случая заболевания. Но именно в этом суть клинической патофизиологии, следовательно, компетенция диагноста основывается на ней. Патобиология связывает научное и клиническое мышление и обеспечивает формирование общего языка многообразных ветвей медицины. Дан критический анализ нестыковок между имеющимися программами медицинского и биологического образования как причин задержки в развитии трансляционных исследований из-за нехватки компетентного персонала. Рассмотрен опыт инновационного междисциплинарного обучения в СПбГУ и Университете Загреба (Хорватия) применительно к необходимости разработки новых учебных направлений и программ по патобиологии, открытых для студентов медицинских и биологических факультетов.