Статья посвящена презентации отечественному читателю сочинения И. Г. Фихте «Апелляция к публике» (1799), впервые переведенного на русский язык. Поскольку создание и публикация Фихте этой работы стали одним из центральных эпизодов развернувшегося в 1798–1800 гг. «Спора об атеизме», общественной дискуссии в немецкоязычном пространстве вокруг вопроса о религии, постольку в статье, во-первых, освещается идейная ситуация, сложившаяся в Германии относительно вопросов религии, веры и понятия о Боге в конце XVIII в.; во-вторых, представлен ход событий, приведший Фихте к написанию «Апелляции к публике»; в-третьих, излагается содержание статьи Ф. К. Форберга «Развитие понятия религии», давшей старт «Спору об атеизме», а также статьи Фихте «Об основании нашей веры в Божественное мироправление» (1798), ставшей его первой реакцией на попытку Форберга решить вопросы философии религии; и, наконец, в-четвертых, представляемая статья содержит обсуждение текста «Апелляции к публике» и сведения о последовавшим за публикацией этой статьи ходе и исходе самого «Спора об атеизме». Идейную ситуацию в отношении религии в Германии конца XVIII в. определяли результаты философии И. Канта. Вывод данной части статьи состоит в том, что развить достижения Канта в отношении религии таким образом, чтобы сохранить за религией право на объективность ее претензий, можно было, лишь выявив в субъективном мышлении абсолютный компонент. Форберг, продолжая линию кантовского морального обоснования религии, трактовал последнюю как веру в победу добра в мире, а существование Бога считал недоказуемым. В свою очередь, коррекция, внесенная в трактовку религии первой, а затем и второй, статьями Фихте, заключалась в том, что «мир», созерцаемое многообразие, есть выступление в чувственном восприятии моральной основы существования, Бога как морального закона. Существование так понятого Бога есть самое очевидное из всего, что есть или может быть. Такая трактовка понятия Бога не стала, однако, для Фихте защитой от последствий обвинения его в атеизме и повела в дальнейшем к его изгнанию из Йенского университета.