Посвящая в 1914 г. Рамиро де Маэсту, одному из главных идеологов «испанскости», свои «Размышления о Дон Кихоте», Ортега, позже непримиримый противник фашизма и большевизма, не мог предвидеть дальнейшего развития ни его взглядов, ни идеи испанидад (hispanidad) вплоть до превращения ее в официальную франкистскую идеологию. Но что такое «испанскость» самого Ортеги? Подробный анализ его известной формулы «Я - это я и мои обстоятельства…», представляющей собой ключ к пониманию философии Ортеги, в том числе политической, а также уточнение ее основных понятий вроде «рациовитализма» и «восстания масс», которые широко известны, но известны именно «широкой известностью», чаще всего обретаемой за счет упрощения и банализации авторской концепции, позволяет увидеть в испанском философе прошлого века одну из тех фигур, чьими усилиями была подведена черта под традиционной метафизикой. И если испанство составляет контекст его философии, то как этот контекст учтен и мыслим в самой философии Ортеги, причем уже в первом ее тексте? Возможно, что сфокусированное на этом вопросе прочтение «Размышлений о Дон Кихоте» прояснит и поставленную нами проблему «философии в контексте», притом философии современной, каковой является философия Ортеги-и-Гассета, содержащаяся in nuce в его первой книге.