Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Особенности методологии исследования персидской и индийской миниатюры как источника по изучению истории оружия. / Малоземова, Елена Игоревна; Курочкин, Алексей Юрьевич.
в: Историческое оружиеведение, № 5-6, 2018, стр. 27-65.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Особенности методологии исследования персидской и индийской миниатюры как источника по изучению истории оружия
AU - Малоземова, Елена Игоревна
AU - Курочкин, Алексей Юрьевич
N1 - Малозёмова Е.И., Курочкин А.Ю. Особенности методологии исследования персидской и индийской миниатюры как источника по изучению истории оружия // Историческое оружиеведение. — 2018. — № 5-6. — С. 27 — 65.
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - В статье рассматриваются особенности использования восточной миниатюры в качестве исторического источника. На конкретных иллюстративных примерах показано, насколько научная значимость миниатюры как исторического источника может зависеть от понимания подлинности, авторства, места, времени и обстоятельств ее создания. В статье демонстрируется необходимость различных подходов к рассмотрению и анализу миниатюр, иллюстрирующих эпические или мифологические сюжеты, дворцовые хроники, сказочные произведения или исторические события; обращается внимание на различные цели создания миниатюр: для единственного заказчика-правителя или же списки для продажи; указывается на зависимость изображаемого сюжета и его оформления от политических или культурных тенденций и запросов времени; показывается различие между детализацией изображения и его реалистичностью. Рассмотрены такие особенности восточной миниатюры как использование художественных трафаретов, существование эталонов, стилистических клише, устойчивых композиционных схем и канонических образов, которые существенно затрудняют попытки исследователей соотнести изображенные детали и предмет с особенностями конкретной эпохи. Показывается приоритет необходимости решения художественной задачи, стоявшей перед автором миниатюры, над реалистичностью и историчностью изображения.При работе с миниатюрой как с источником нужно также учитывать изначально заложенные в нее принципы передачи информации, которые долгое время определяли содержание, а, следовательно, и наполнение этих произведений конкретными образами, на основании которых предполагается трактовать и определять предметы материальной культуры. Художник формирует представление о предмете в своем сознании (первая ступень искажения) и только затем с помощью технических средств переносит его на бумагу (вторая ступень искажения). Далее перенесенный на бумагу образ, обретший в этом свою новую, измененную художественную форму, должен быть прочитан и воспринят зрителем (третья ступень искажения). На этой стадии художественный образ уже в воображении зрителя соотносится с известными ему формами из окружающей его реальности. Именно в мировоззрении конкретной эпохи коренится ключ к пониманию того кода, который используется для создания и образа, и его дешифровки, так как с реальностью изображаемый предмет связан только опосредованно: первый раз — через воображение художника при создании образа, и второй – при прочтении его зрителем. В этой связи нельзя утверждать, что знаки и образы восточной миниатюры априори понятны «по наитию» современному зрителю, существующему в иной исторической и культурной реальности, и не требуют расшифровки.В статье делается вывод, что образы на миниатюрах необходимо воспринимать не как живые свидетельства минувших дней, а рассматривать их в контексте эпохи, видеть их через призму восприятия автора и его современников, посредством их мыслей и представлений об окружающем мире.
AB - В статье рассматриваются особенности использования восточной миниатюры в качестве исторического источника. На конкретных иллюстративных примерах показано, насколько научная значимость миниатюры как исторического источника может зависеть от понимания подлинности, авторства, места, времени и обстоятельств ее создания. В статье демонстрируется необходимость различных подходов к рассмотрению и анализу миниатюр, иллюстрирующих эпические или мифологические сюжеты, дворцовые хроники, сказочные произведения или исторические события; обращается внимание на различные цели создания миниатюр: для единственного заказчика-правителя или же списки для продажи; указывается на зависимость изображаемого сюжета и его оформления от политических или культурных тенденций и запросов времени; показывается различие между детализацией изображения и его реалистичностью. Рассмотрены такие особенности восточной миниатюры как использование художественных трафаретов, существование эталонов, стилистических клише, устойчивых композиционных схем и канонических образов, которые существенно затрудняют попытки исследователей соотнести изображенные детали и предмет с особенностями конкретной эпохи. Показывается приоритет необходимости решения художественной задачи, стоявшей перед автором миниатюры, над реалистичностью и историчностью изображения.При работе с миниатюрой как с источником нужно также учитывать изначально заложенные в нее принципы передачи информации, которые долгое время определяли содержание, а, следовательно, и наполнение этих произведений конкретными образами, на основании которых предполагается трактовать и определять предметы материальной культуры. Художник формирует представление о предмете в своем сознании (первая ступень искажения) и только затем с помощью технических средств переносит его на бумагу (вторая ступень искажения). Далее перенесенный на бумагу образ, обретший в этом свою новую, измененную художественную форму, должен быть прочитан и воспринят зрителем (третья ступень искажения). На этой стадии художественный образ уже в воображении зрителя соотносится с известными ему формами из окружающей его реальности. Именно в мировоззрении конкретной эпохи коренится ключ к пониманию того кода, который используется для создания и образа, и его дешифровки, так как с реальностью изображаемый предмет связан только опосредованно: первый раз — через воображение художника при создании образа, и второй – при прочтении его зрителем. В этой связи нельзя утверждать, что знаки и образы восточной миниатюры априори понятны «по наитию» современному зрителю, существующему в иной исторической и культурной реальности, и не требуют расшифровки.В статье делается вывод, что образы на миниатюрах необходимо воспринимать не как живые свидетельства минувших дней, а рассматривать их в контексте эпохи, видеть их через призму восприятия автора и его современников, посредством их мыслей и представлений об окружающем мире.
KW - исторический источник
KW - оружиеведение
KW - восточная миниатюра
KW - персидская миниатюра
KW - индийская миниатюра
UR - https://historical-weapons.com/ru/studying-of-persian-and-indian-miniature-as-primary-source-for-weapon-history-research-methodological-aspects/
M3 - статья
SP - 27
EP - 65
JO - Историческое оружиеведение
JF - Историческое оружиеведение
IS - 5-6
ER -
ID: 49674476