Статья посвящена проблематике расы и цивилизации в готических новеллах Дж. Бакана. Это примечательный поздний пример т. н. имперской готики, в которой фигуру «другого» воплощает представитель иной расы и более архаичной культуры. Для данного жанра типична ситуация, в которой прошлое вторгается в настоящее - и герои Бакана сталкиваются с древними семитскими («Дубрава Астарты»), африканскими («Зеленая антилопа») и римско-британскими («Ветер в портике») божествами, границу чьих владений переходят. Большую роль играет происхождение самих персонажей: присутствие чужой, неевропейской крови (кафрской или семитской) повышает их уязвимость и делает возможным пробуждение архаических корней, ассоциирующихся с рядом негативных признаков: варварство, женственность, болезненность, утрата ясности сознания. Эти темы отчасти являются откликом на проблемы, волновавшие общество того времени и поднимавшиеся в научной литературе (ритуал по Фрэзеру и Тэйлору, дегенерация по Нордау, физиономические теории Ломброзо). Подход Бакана отличается взвешенностью - жесткость бинарных оппозиций в известной мере смягчена, уходящие в прошлое культуры и божества вызывают у персонажей не только опасения, но и интерес и своеобразную ностальгию. «Литература ужасов» перерастает в своеобразный многоплановый текст, воплощающий авторскую философию истории.
Переведенное название"THE ABORIGINAL SAP WOULD SOME DAY STIR..." RACE AND CIVILIZATION IN J. BUCHAN’S GHOST STORIES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)170-175
ЖурналФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
Номер выпуска2(56)
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • ГОТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА, ИМПЕРСКАЯ ГОТИКА, РАСА, "ДРУГОЙ", ДЕГЕНЕРАЦИЯ, ДЖ. БАКАН

ID: 50633505