Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M(SD) = 2,37(1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ - 50 детей в возрасте 2,18(0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманим сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ – только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ – без такого сочетания. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.