Standard

Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы. / Мальцева, Анна Васильевна; Шилкина, Наталья Егоровна.

в: Мир России. Социология. Этнология, Том 32, № 4, 12.08.2023, стр. 160-177.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{b050d1010aa5493da882e443b56f1c03,
title = "Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы",
abstract = "Картина мира российского студента, его специфические черты и динамика отражены в художественной литературе разных лет. Актуальная проблематика студенческой жиз-ни, опосредованная мировоззрением современников и отраженная в тексте, позволяет увидеть место и роль студенчества в обществе, с другой стороны, – современные ему ценности, социальные ожидания. Художественная литература, обращаясь к актуаль-ным ситуациям и выводя в качестве основных персонажей студентов, фиксирует ключе-вые социальные черты студенческой молодежи прошлых десятилетий, позволяя узнать о ее жизни и роли в обществе то, что нам сегодня недоступно в силу дефицита, а ино-гда и полного отсутствия ретроспективных социологических данных. Анализ проведен на основании вероятностного тематического моделирования текстов художественных произведений русскоязычных авторов конца XIX – начала XXI вв. (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, В.А. Каверина, Ю.В. Трифонова, В.Д. Осипова, Ю.М. Полякова, А.В. Иванова; А.А. Десна, Т.Ю. Соломати-ной и П.В. Санаева), отобранных по критериям жанра, времени написания, языка и сюжета. Исследование выбранных текстов дало возможность выявить динамику описания студенческой молодежи в социальных контекстах. Показаны некоторые объективно из-меняемые и, наоборот, устойчивые компоненты картины мира студенчества разных лет.Картина мира рассматривалась многокомпонентно; ключевыми компонентами стали фи-гуры – центральные образы; фон – время, пространство; интенции – эмоции, мировоззрение, ценности, оценки. Методологическим основанием исследования картины мира выбраны по-нятия «интерсубъективность» Э. Гуссерля и «символический интеракционизм» Г. Блумера.Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исто-рических периодов – дореволюционного, в котором социальный статус студента и универ-ситетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия; советского студенче-ства, где университет – это среда творчества, товарищества и личностного развития; позднесоветского студенчества, где университет – это научное интерактивное сообще-ство; а также постсоветского студенчества, где университет – среда, формирующая социальные связи.Получены интересные данные о символике цвета, речи, предметов быта, социально-го окружения и знаковых для студенчества фигур из числа выдающихся людей и художе-ственных героев. Зафиксированы речевые символы высокой изменчивости родственных и дружеских отношений, настроения, средового пространства, а также оценок и цен-ностных суждений. Сделан вывод о ключевой роли неформальных университетских интер-акций в формировании студенческой картины мира.",
keywords = "вероятностное тематическое моделирование, социология студенчества, картина мира, интерсубъективность, художественная литература, ореволюционное студенчество, советское студенчество, постсоветское студенчество, университет",
author = "Мальцева, {Анна Васильевна} and Шилкина, {Наталья Егоровна}",
year = "2023",
month = aug,
day = "12",
doi = "10.17323/1811-038X-2023-32-4-160-177",
language = "русский",
volume = "32",
pages = "160--177",
journal = "МИР РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ",
issn = "1811-038X",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы

AU - Мальцева, Анна Васильевна

AU - Шилкина, Наталья Егоровна

PY - 2023/8/12

Y1 - 2023/8/12

N2 - Картина мира российского студента, его специфические черты и динамика отражены в художественной литературе разных лет. Актуальная проблематика студенческой жиз-ни, опосредованная мировоззрением современников и отраженная в тексте, позволяет увидеть место и роль студенчества в обществе, с другой стороны, – современные ему ценности, социальные ожидания. Художественная литература, обращаясь к актуаль-ным ситуациям и выводя в качестве основных персонажей студентов, фиксирует ключе-вые социальные черты студенческой молодежи прошлых десятилетий, позволяя узнать о ее жизни и роли в обществе то, что нам сегодня недоступно в силу дефицита, а ино-гда и полного отсутствия ретроспективных социологических данных. Анализ проведен на основании вероятностного тематического моделирования текстов художественных произведений русскоязычных авторов конца XIX – начала XXI вв. (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, В.А. Каверина, Ю.В. Трифонова, В.Д. Осипова, Ю.М. Полякова, А.В. Иванова; А.А. Десна, Т.Ю. Соломати-ной и П.В. Санаева), отобранных по критериям жанра, времени написания, языка и сюжета. Исследование выбранных текстов дало возможность выявить динамику описания студенческой молодежи в социальных контекстах. Показаны некоторые объективно из-меняемые и, наоборот, устойчивые компоненты картины мира студенчества разных лет.Картина мира рассматривалась многокомпонентно; ключевыми компонентами стали фи-гуры – центральные образы; фон – время, пространство; интенции – эмоции, мировоззрение, ценности, оценки. Методологическим основанием исследования картины мира выбраны по-нятия «интерсубъективность» Э. Гуссерля и «символический интеракционизм» Г. Блумера.Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исто-рических периодов – дореволюционного, в котором социальный статус студента и универ-ситетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия; советского студенче-ства, где университет – это среда творчества, товарищества и личностного развития; позднесоветского студенчества, где университет – это научное интерактивное сообще-ство; а также постсоветского студенчества, где университет – среда, формирующая социальные связи.Получены интересные данные о символике цвета, речи, предметов быта, социально-го окружения и знаковых для студенчества фигур из числа выдающихся людей и художе-ственных героев. Зафиксированы речевые символы высокой изменчивости родственных и дружеских отношений, настроения, средового пространства, а также оценок и цен-ностных суждений. Сделан вывод о ключевой роли неформальных университетских интер-акций в формировании студенческой картины мира.

AB - Картина мира российского студента, его специфические черты и динамика отражены в художественной литературе разных лет. Актуальная проблематика студенческой жиз-ни, опосредованная мировоззрением современников и отраженная в тексте, позволяет увидеть место и роль студенчества в обществе, с другой стороны, – современные ему ценности, социальные ожидания. Художественная литература, обращаясь к актуаль-ным ситуациям и выводя в качестве основных персонажей студентов, фиксирует ключе-вые социальные черты студенческой молодежи прошлых десятилетий, позволяя узнать о ее жизни и роли в обществе то, что нам сегодня недоступно в силу дефицита, а ино-гда и полного отсутствия ретроспективных социологических данных. Анализ проведен на основании вероятностного тематического моделирования текстов художественных произведений русскоязычных авторов конца XIX – начала XXI вв. (Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, В.А. Каверина, Ю.В. Трифонова, В.Д. Осипова, Ю.М. Полякова, А.В. Иванова; А.А. Десна, Т.Ю. Соломати-ной и П.В. Санаева), отобранных по критериям жанра, времени написания, языка и сюжета. Исследование выбранных текстов дало возможность выявить динамику описания студенческой молодежи в социальных контекстах. Показаны некоторые объективно из-меняемые и, наоборот, устойчивые компоненты картины мира студенчества разных лет.Картина мира рассматривалась многокомпонентно; ключевыми компонентами стали фи-гуры – центральные образы; фон – время, пространство; интенции – эмоции, мировоззрение, ценности, оценки. Методологическим основанием исследования картины мира выбраны по-нятия «интерсубъективность» Э. Гуссерля и «символический интеракционизм» Г. Блумера.Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исто-рических периодов – дореволюционного, в котором социальный статус студента и универ-ситетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия; советского студенче-ства, где университет – это среда творчества, товарищества и личностного развития; позднесоветского студенчества, где университет – это научное интерактивное сообще-ство; а также постсоветского студенчества, где университет – среда, формирующая социальные связи.Получены интересные данные о символике цвета, речи, предметов быта, социально-го окружения и знаковых для студенчества фигур из числа выдающихся людей и художе-ственных героев. Зафиксированы речевые символы высокой изменчивости родственных и дружеских отношений, настроения, средового пространства, а также оценок и цен-ностных суждений. Сделан вывод о ключевой роли неформальных университетских интер-акций в формировании студенческой картины мира.

KW - вероятностное тематическое моделирование

KW - социология студенчества

KW - картина мира

KW - интерсубъективность

KW - художественная литература

KW - ореволюционное студенчество

KW - советское студенчество

KW - постсоветское студенчество

KW - университет

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/44459e1f-1cd9-3a88-8553-fc2a7df0c616/

U2 - 10.17323/1811-038X-2023-32-4-160-177

DO - 10.17323/1811-038X-2023-32-4-160-177

M3 - статья

VL - 32

SP - 160

EP - 177

JO - МИР РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ

JF - МИР РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ

SN - 1811-038X

IS - 4

ER -

ID: 107968684