Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике › Рецензирование
Райский сад и райские яблоки? Монастырский сад и его восприятие в Древней Руси. / Чебаненко, Сергей Борисович.
Scripta antiqua: Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: Альманах. Том 9 Санкт-Петербургское Дворянское Собрание, 2021. стр. 279-311.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике › Рецензирование
}
TY - CHAP
T1 - Райский сад и райские яблоки? Монастырский сад и его восприятие в Древней Руси
AU - Чебаненко, Сергей Борисович
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В работе рассматривается вопрос об особенностях восприятия в Древней Руси христианской идеи райского сада и отождествлении различных растений с растениями Эдема. Единственное сколь-нибудь подробное известие о монастырском саде содержит Киево-Печерский патерик в «Слове» о монахе киевского печерского монастыря Григории Чудотворце, который разводил яблони. Данные переводных и местных памятники литературы Древней Руси не позволяют заключить, что в домонгольское время вполне закрепилось, уже сложившееся в Византии, отождествление яблони с растением райского сада, а яблока – с райским или запретным плодом. Усвоение этой традиции относится к более позднему времени. Рассказ Патерика о «древах плодовитых» Григория Чудотворца не содержит прямых аллюзий к теме райского сада и истории грехопадения. Тем не менее, косвенные данные позволяют предположить, что истории о яблоневом саде печерского монаха создавались под влиянием этой традиции.
AB - В работе рассматривается вопрос об особенностях восприятия в Древней Руси христианской идеи райского сада и отождествлении различных растений с растениями Эдема. Единственное сколь-нибудь подробное известие о монастырском саде содержит Киево-Печерский патерик в «Слове» о монахе киевского печерского монастыря Григории Чудотворце, который разводил яблони. Данные переводных и местных памятники литературы Древней Руси не позволяют заключить, что в домонгольское время вполне закрепилось, уже сложившееся в Византии, отождествление яблони с растением райского сада, а яблока – с райским или запретным плодом. Усвоение этой традиции относится к более позднему времени. Рассказ Патерика о «древах плодовитых» Григория Чудотворца не содержит прямых аллюзий к теме райского сада и истории грехопадения. Тем не менее, косвенные данные позволяют предположить, что истории о яблоневом саде печерского монаха создавались под влиянием этой традиции.
M3 - статья в сборнике
SN - 978-5-9606-0186-3 (Т. 9)
VL - 9
SP - 279
EP - 311
BT - Scripta antiqua: Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры
PB - Санкт-Петербургское Дворянское Собрание
ER -
ID: 89611287