Аннотация. Готический собор был энциклопедией средневековой христианской культуры для поколения русских поэтов-символистов. Статья посвящена анализу символизма его архитектурной формы, которая была семантически значима для поэта и теоретика религиозного символизма Вячеслава Иванова. Материалом для анализа были его статьи по теории символизма, а также поэмы “Ars Mystica” (1889) и “Человек” (1915-1919). Показано, что визуальный образ готического собора в его творчестве стал художественным синтезом идей неоплатонизма, романтической философии искусства и христианской эстетики. Он также был основан на принципах философии искусства И.-В. Гете, Ф. В. Шеллинга, Ж.-К. Гюисманса, В. Соловьева. Вячеслав Иванов использовал такие понятия неоплатонической и христианской эстетики, как “внутренняя форма”, “восхождение-нисхождение” и культурфилософскую идею “готической души”. Философия “всеединства”, идея Богочеловечества и софиология В. Соловьева стали основой утопической модели его образа готического собора. Он стал символом трансформации индивидуальной души человека в Мировую Душу и мистическую христианскую соборную Церковь. Этот художественный образ представляет большой интерес, так как он является идеалом нового религиозного искусства.