Документы

Статья посвящена анализу взаимосвязей проявлений подросткового кризиса и психологических проблем подростков с акцентуациями характера. В исследовании приняли участие 50 учащихся 10 классов общеобразовательных школ (27 девушек, 23 юноши) в возрасте 16-17 лет из Красноярска. Методики: опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков), методика "Сильные стороны и трудности" Р. Гудмана, тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Акцентуации характера и темперамента личности» в адаптации Ю.В. Кортневой. Первая гипотеза о том, что негативистские, нейтральные и амбивалентные симптомы подросткового кризиса могут сильнее проявляться при более выраженных акцентуациях характера, подтвердилась, при этом больше всего корреляций выявлено у показателей возбудимого и циклотимного типов. Корреляционный анализ также подтвердил вторую гипотезу - симптоматика подросткового кризиса и выраженность психологических проблем могут иметь свою специфику в зависимости от разных акцентуаций. Регрессионный анализ подтвердил третью гипотезу - типы акцентуаций характера могут выступать предикторами выраженности кризиса и психологических проблем подростков. Так, возбудимый тип акцентуации является предиктором для повышения выраженности подросткового кризиса, а также наряду с тревожным и циклотимным типами – предиктором эмоционально-поведенческих проблем. В то же время гипертимный тип может снижать количество психологических проблем у подростков, а эмотивный тип – снижать гиперактивность у подростков. Выявлена половая специфика взаимосвязей выраженности кризиса и психологических проблем с типами акцентуаций.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)58-102
Число страниц45
ЖурналПетербургский психологический журнал
Номер выпуска51
СостояниеОпубликовано - 2025

    Области исследований

  • подростковый кризис, симптомы кризиса, психологические проблемы, акцентуации характера, старшие подростки

ID: 140131007